на мобильную версию

Дагаева Екатерина Михайловна (умерла в 1991 г.)

медаль.jpgДАГАЕВА Екатерина Михайловна

Дагаева Екатерина родилась в Туле в небогатой многодетной семье, которая жила в Чулкове. Отец умер в 1910 году. Причиной смерти была болезнь, полученная на производстве, семья стала получать трудовую пенсию. Катя, самая старшая, могла бесплатно учиться – за нее платили страховое общество и оружейный завод, а кроме того они вместе с матерью получили работу – шили на дому пулеметные ленты.

В 1915 году Катя окончила профессиональное женское училище, которое готовило к преподаванию рукоделия в школах. Оно располагалось на ул. Старо-Павшинской (нынеул. Мосина). Поступила в женскую гимназию О. А. Жесмин – сразу в шестой класс, сдав экстерном экзамены за предыдущие пять лет обучения. Заканчивала учебу в 1918 г. Свидетельство об окончании гимназии, дававшее право учительствовать в начальной школе, так и не пригодилось. Поступила секретарем-машинисткой в губком партии.

В 1919 г. Катя вместе с младшей сестрой Лизой и подругами ездила на вокзал помогать перевозить раненых в госпиталь. В самих госпиталях не хватало белья и мыла, и они стали ходить по домам туляков с просьбой помочь.

Одновременно окончила шестимесячные курсы школы красных сестер. Ушла в Красную Армию, организовав первый тульский отряд красных сестер. Оказалась на Южном фронте, в 162-м эвакопункте, который обслуживал четыре армии. Раненых и больных тифом, другими инфекционными болезнями прибывало все больше. По двое-трое суток не спали.

Домой вернулась осенью 1920 года. И почти сразу же уехала в Москву – делегатом III всероссийского съезда РКСМ – комсомола.

До 1922 года Дагаева работала заведующей женотделом в Тульском губкоме партии.

А затем в качестве политуполномоченного первым тульским врачебно-питательным отрядом по борьбе с голодом и эпидемиями Дагаеву командировали в подшефную Самарскую губернию на борьбу с голодом и малярией. Численность тульского отряда – 32 человека, а возглавлял его беспартийный доктор Николай Николаевич Раздеришин. Туляки привезли с собой медикаменты и посадочный материал. Дагаеву в шутку звали комиссаром с косичками.

В своих воспоминаниях Екатерина Михайловна потом лишь коротко резюмировала, что «работа прошла успешно, хотя и было много неожиданных трудностей. Осенью 1922 г. в Поволжье был хороший урожай». За хорошую работу командирована на партработу в Дагестан, в город Махачкала на должность заведующей отдела работниц и горянок Дагженотдела.

К началу 20-х годов грамотные женщины в Дагестане составляли менее 2-х процентов. Дагаева призвала русских активисток учить тюркский, кумыкский или аварский языки. Сама она выучила аварский и кумыкский. При ней были открыты мастерские для безработных женщин, клуб горянок, интернаты для школьниц, курсы для партийного и советского актива горянок, проведен III съезд женщин.Появились специальные женские ликпункты (то есть ликвидации неграмотности). В Дагестане она встретила Муссу Кундухова, боевого командира партизанского отряда Нагорного Дагестана. Они поженились.

В 1930 году Кундухова направили на работу в Чечню. Екатерина Михайловна тогда после двухлетних курсов марксизма-ленинизма заехала с дочкой Надиной навестить родных в Туле. А перед самым отъездом принесли телеграмму: убит Мусса. 3 августа 1931 года в селе Цацан-Юрте Шалинского округа его застрелили во время проведения хлебозаготовок и коллективизации. Екатерина Михайловна тяжело переживала смерть мужа. После похорон у нее были парализованы ноги, и четыре месяца она вообще не могла ходить. Материалы из Северо-Кавказского крайкома партии, где она по-прежнему работала, ей приносили на дом.

Она нашла в себе силы вернуться к жизни. Уехала в Москву, в экономический институт красной профессуры. А после его окончания вновь отправилась на окраину Союза – в Таджикистан. С 1935 по 1938 годы она – и.о. доцента по политической экономии и советской экономике Таджикского комвуза и на курсах марксизма-ленинизма ЦК КП(б) Таджикистана г. Сталинабад.
Затем была репрессирована и валила лес в Пермском крае. Решением особого совещания вопрос пересмотрен и судимость была снята.

В это время в Челябинске от туберкулеза в 1947 году умерла дочь Надина.

В сентябре 1948 г. Дагаева вновь стала персональным пенсионером республиканского значения как вдова героя революции.

До самой смерти она вела активную общественную работу, принимала участие во многих городских и областных мероприятиях.

Возврат к списку