на мобильную версию

Храмченко Василий Павлович (умер в 2002 г.)

  ХРАМЧЕНКО Василий Павлович
   Родился 13 марта 1907 года в посёлке Ивот Дятьковской волости Брянского уезда Орловской губернии (ныне Брянская область
   России) в многодетной крестьянской семье. Окончил четырехлетнюю церковно-приходскую школу. С 13 лет помогал по
   хозяйству,  научился пахать, косить, запрягать лошадь и доить корову.
   С детства «заболел» авиацией, когда увидел в небе настоящий самолёт. Окончил вечерний рабфак и подготовительные курсы в 
   Ленинграде. В 1929 году по комсомольской путевке направлен в ряды РККА.

В 1931 году окончил Рязанскую пехотную школу, в 1932 году — Саратовскую танковую школу, в 1934 году – Борисоглебскую школу летчиков имени Чкалова. Командовал взводом 163-го образцового полка в Белгороде, танковым взводом. Затем был командиром звена в авиачастях в Баку и Тбилиси, командовал авиаэскадрильями в Борисоглебской, Львовской и Черниговской авиашколах. Освоил и летал почти на всех типах самолётов.
В 1937 году получил свою первую награду за успешное выполнение задания Генерального штаба Красной Армии по фотографированию ирано-иракской границы.
Перед войной служил в Черниговском военно-авиационном училище. Участник Великой Отечественной войне с первого дня. На рассвете 22 июня 1941 года принял свой первый воздушный бой около Чернигова (ныне Украина). Храмченко взлетел на своем истребителе И-16, чтобы достать немецкие бомбардировщики. Немецкие летчики дважды безуспешно бомбили мост через Десну. Сократив расстояние до ведущего самолета до 100 метров, Храмченко длинной очередью подбил его. Затем завязал воздушный бой с оставшимися 8-ю бомбардировщиками. Атаковав очередной бомбардировщик, добился попадания, и из самолета пошел дым, но он продолжал лететь. В этот момент закончился боекомплект, и Храмченко принял решение идти на таран. Срезал своим винтом хвост бомбардировщика, но и сам попал под обстрел и пошёл к земле. Храмченко сумел выброситься из кабины только перед самой землей. Самолёт упал на землю и взорвался на несколько секунд раньше него, и тем самым, взрывная волна смягчила удар при падении. Был сильно контужен и направлен в госпиталь на излечение.
После излечения в госпитале врачи запретили ему летать на истребителях. Пришлось пересесть на тихоходный ночной бомбардировщик Р-5. Храмченко было поручено срочно восстановить боеспособность воздушной дивизии. Бывший ее командир приказал летчикам рассредоточиться по разным аэродромам, при этом часть самолетов улетела, а часть уже была уничтожена. Храмченко собрал оставшиеся самолеты и взялся за работу.
Свой второй самолет Храмченко уничтожил тараном в районе города Речица Гомельской области. В конце июля 1941 года по заданию комкора Л. Г. Петровского им был уничтожен мост на реке Березине у села Титовка, севернее Бобруйска. В последнем налете на мост потеряли сразу десять самолетов. От огня зенитной артиллерии машина Храмченко также была повреждена, и ему пришлось садиться на болото. Шесть суток Василий тащил на себе раненого штурмана Алексея Логачева, пока не наткнулся на домик лесника, где и оставил товарища. Добравшись до своих, на По-2 летал забирать своего раненого штурмана.
В дальнейшем защищал небо Москвы и Тулы, участвовал в освобождении Воронежа, Курска и Гомеля, Черниговской области и Белоруссии, участвовал в Висло-Одерской и Берлинской операциях. Командовал 63-й отдельной авиационной эскадрильей 21-й армии Центрального фронта, 594-м бомбардировочным авиационным полком 61-й армии Брянского фронта, 594-м штурмовым авиационным полком 214-й авиационной дивизии 1-й воздушной армии Западного фронта, 218-м штурмовым авиационным полком 299-й штурмовой авиационной дивизии 15-й воздушной армии Брянского фронта. Подполковник В. П. Храмченко назначен заместителем командира, а затем 10 августа 1944 года – командиром 299-й штурмовой авиационной дивизии 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта. А уже 19 августа 1944 года дивизия преобразована в 11-ю гвардейскую штурмовую авиационную дивизию. В приказе войскам 48-й армии от 5 сентября 1944 года командиру 11-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии гвардии подполковнику В. П. Храмченко и всему личному составу дивизии за отличные боевые действия при прорыве обороны противника западнее Острув-Мазовецка и в боях за плацдарм на реке Нарев была объявлена благодарность.
На боевом счету гвардии подполковника В. П. Храмченко сотни уничтоженных на земле и в воздухе объектов, в том числе 76 уничтоженных группой штурмовиков Храмченко немецких самолетов на Брянском аэродроме в конце июля 1942 года и уничтоженная в конце августа того же года 594-м штурмовым полком немецкая авиабаза на Сещенском аэродроме.
В 1946 году полковник В. П. Храмченко по состоянию здоровья ушёл в запас с должности командира 242-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 16-й воздушной армии Группы советских войск в Германии. В 1948 году после двухгодичного лечения в госпиталях направлен в Тульскую область начальником областного комитета ДОСААФ. С тех пор связал свою жизнь с Тулой.
Работал в Тульском аэроклубе, на Тульском машиностроительном заводе и в Тулгорстрое. Являлся членом президиума областного Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Вел активную работу по патриотическому воспитанию молодежи. Часто посещал с лекциями учебные заведения, Дворцы культуры и предприятия города и области. Умер 29 октября 2002 года в Туле.

Возврат к списку