на мобильную версию

Сегодня депутат Тульской городской Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ», директор МУП «Спецавтохозяйство» А.Е. Прокопук на оперативном совещании отчитался о санитарном содержании территории города.

1 августа 2011

В 2011 году работу МУП «Спецавтохозяйство» можно разделить на две главных направления деятельности. Первое, это механизированная уборка улиц, площадей города и санитарная уборка городских территорий. Второе, вывоз и утилизации (захоронение) твердых бытовых отходов.

Для выполнения работ по санитарной и механизированной уборке города на предприятии имеется 196 единиц различных видов спецмашин и механизмов.

В процессе выполнения работ по механизированной, санитарной уборке, вывозу твердых бытовых отходов возникает много проблем и вопросов, решение которых зависит не только от предприятия.

Во-первых, механизированная уборка.

Прошедшая зима с длительными морозами и количеством выпавшего снега, превышающим норму, оказалась серьезным испытанием для всех коммунальных служб города, в том числе и для МУП «САХ». В такие снежные зимы очень остро стоит проблема организации вывоза снега с магистральных улиц. Если в обычные зимы ежемесячный вывоз снега составлял 20-25 тыс. куб.м, то в минувшую зиму вывозили 30-35 тыс. куб.м. снега ежемесячно. Необходимость же составляет 140-150 тыс. куб.метров, именно такой объем вывоза определит чистоту городских улиц в весенний период. В последнее время усилилось внимание к уборке второстепенных улиц. Требования территориальных управлений, прокуратуры, жителей к содержанию объектов одинаковы. В настоящее время размер тарифа на содержание второстепенных улиц в четыре раза меньше размера тарифа на содержание  магистральных улиц. Так в стоимость содержания второстепенных улиц в зимний период включена механизированная уборка три раза в неделю, очистка от снега автогрейдером два раза в зимний период. В действительности необходимо проводить уборку с большей кратностью.

Как показала прошедшая зима, заготовленной пескосоляной смеси в количестве 43 тыс.тонн явно не хватает. К началу марта 2011 года она была полностью израсходована, пришлось использовать песколяную смесь 2011-2012 г.г., которую начали заготавливать с января текущего года. На 2011-2012 г.г. необходимо заготовить для магистральных, второстепенных улиц, площадей, разворотных колец, мостов и путепроводов пескосоляной смеси в объеме 60 тыс.тонн.

Большое число строительных площадок приводит к тому, что тяжелая техника обслуживающая их, при выезде с объектов на своих колесах разносит большое количество грязи. С учетом того, что строительная техника работает в своем режиме (круглосуточно, ежедневно), а МУП «САХ» производит механизированную уборку в соответствии с утвержденной кратностью, прилегающие улицы будут постоянно грязными.

Не все просто и с магистральными улицами. Из-за обилия припаркованного транспорта невозможно проводить уборку в дневное  время. А такие улицы, как Фрунзе, Лейтейзена, Красноармейский проспект превращены в «круглосуточные автостоянки».

Для повышения эффективности работы по механизированной уборке города необходимо приобрести новую технику в количестве 31 единицы.

Подводя итог вышесказанному, нужно выделить следующие проблемы, осложняющие механизированную уборку города:

  1. ночные парковки автомашин на проезжей части дорог;
  2. неудовлетворительное состояние дорожного покрытия второстепенных улиц, их узость, высокие бордюры;
  3. большое   количество  строительных  площадок  (ни одна  из  которых  не  имеет собственной мойки) с выездом на магистральные и второстепенные улицы.

Так в видах работ по содержанию магистральных, второстепенных улиц    отсутствует замена бордюрного камня, ограждений безопасности, есть только покраска.

В 2011 году за предприятием согласно постановлений администрации города Тулы, на праве хозяйственного ведения закреплены дорожные искусственные сооружения (мосты,  путепроводы, пешеходные переходы), содержание остановочных павильонов, ограждений, скверов, тротуаров, газонов, содержание ливневой канализации. Для выполнения работ по содержанию вышеназванных объектов требуется создание новых служб. В настоящее время создан отдел по обслуживанию искусственных сооружений и ливневой канализации. В процессе выполнения работ по содержанию закрепленного имущества за предприятием возникли следующие вопросы.

Так в видах работ по содержанию остановочных павильонов отсутствует вывоз снега с остановок и посыпка пескосоляной смеси.

Для содержания тротуаров, скверов, остановочных павильонов на зимний период 2011-2012 г.г. необходимо заготовить пескосоляной смеси в количестве 8 тыс. тонн. При содержании ограждений предприятие столкнулось с проблемой по их замене и дополнительной установки. Замена ограждений требует дополнительных значительных денежных затрат. На будущее необходимо предусмотреть дополнительное финансирование на эти виды работ.

Так в списке закрепленного имущества за предприятием отсутствует содержание сквера «Ушедшим в бессмертие» в пос. Менделеевском, но работы по его содержанию предприятие выполняет.

Открыт вопрос и по ликвидации стихийных свалок. Вид работ по уборке участков скопления твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора не включен в соглашения по содержанию имущества и соответственно не предусмотрены расходы.

Необходимо предусмотреть возмещение затрат на выполнение вышеуказанных работ и включить как вид работ в содержание второстепенных улиц.

По   вопросу   проведения   общественно-значимых   мероприятий. Такой вид работ не предусмотрен ни в одном соглашении, так как не является имуществом для содержании,  расходы  по этой статье не предусмотрены. При  проведении   общественно-значимых мероприятий, таких как: губернские ярмарки  на ул. Лейтейзена, площадь Ленина, новогодняя елка, майские праздники и другие мероприятия города на площади Ленина и других объектах города, предприятие осуществляет дополнительно следующие виды работ при отсутствии их финансирования: установку биотуалетов, контейнеров для сбора мусора, вывоз мусора, вывешивание флагов, ручную уборку территории, уборку территории с привлечение спецтехники.

Во-вторых, вывоз твердых бытовых и крупногабаритных отходов.

В соответствии с «Правилами благоустройства, обеспечения чистоты и порядка г.Тулы» от 28.06.2006 г. для обеспечения качественной уборки улиц и площадей города, соблюдения технологического процесса, на предприятии введен круглосуточный режим работы.

В связи с выполнение работ по санитарной уборке города круглосуточно, мусоровозы эксплуатируются в усиленном режиме, что приводит к преждевременному износу, сокращению мобильных ресурсов и отвлечению денежных средств на приобретение запчастей. В частности на сегодня из 73 мусоровозов, 15 единиц полностью выработали свой ресурс и подлежат списанию.

В 2011 году ситуация изменилась в лучшую сторону: предприятие получило два новых мусоровоза и было списано пять единиц непригодных к эксплуатации.

Основной объем по данному виду услуг предприятие оказывает по договору с ОАО «Управляющая компания г.Тула» по вывозу твердых бытовых отходов от муниципального жилищного фонда.

Утвержденные тарифы на вывоз и складирование твердых бытовых отходов не отражают действительных затрат. Так себестоимость захоронения 1 куб.м. ТБО за 2010 год составила 32,12 руб. при действующем тарифе 24,78 руб.  В результате на полигоне по захоронению ТБО за 2010 год убыток составил 11 142 тыс. руб.

Фактическая себестоимость вывоза одного куб.м. ТБО составила 111,65 руб. при действующем тарифе 94,95 руб. без учета НДС, то есть рентабельность 0,3 %. Но несмотря на это, по участку вывоза ТБО сложился убыток, в связи с тем, что с ОАО «Управляющая компания г.Тула» заключен договор   на вывоз ТБО от муниципального жилищного фонда (вывоз составляет 80% от общего вывоза) по тарифу 96,93 руб. за 1 куб.м.  Таким  образом  за выполненные  работы  по  вывозу  ТБО  от  муниципального жилищного фонда наше предприятие недополучило 5 370 тыс.руб.

Особую    обеспокоенность    вызывает   состояние   дворовых   территорий.    Необходимо внедрение  новой  системы  сбора  твердых  бытовых  отходов.  Узость  внутридворовых проездов, загруженность дворов   частными   автомобилями   не   дает   возможности своевременно осуществлять вывоз ТБО. Предприятие несет значительные затраты по ремонту   машин в связи с большим количеством происходящих   аварий   во дворах. Это вызывает дисгармонию как и у жителей, так у водителя обслуживающего этот дом.

Существует проблема контейнерных площадок: как одного из инструментов   для сбора ТБО. Сегодня они практически все сделаны из кирпичных или бетонных конструкций, частично реконструированы. Тем не менее отсутствие нормальных подъездных путей отражается на техническом состоянии мусоровозов.

Существенной проблемой является и состояние парка контейнеров. В связи с возгоранием мусора в контейнерах, приходится значительную часть денежных средств привлекать на их ремонт. Так в настоящее время требуется пополнить парк 60-70 контейнерами объемом 8 куб.м.

Имеется вопрос и с перенакопление мусора на контейнерных площадках. Огромная масса хозяйствующих субъектов пользуясь открытыми подъездными путями к площадкам вываливают мусор не только в сам контейнер, но и рядом. Это является основной причиной антисанитарного состояния мест складирования. При этом они не несут никакихфинансовых затрат. На сегодня нет главного реестра хозяйствующих субъектов города, а это порядка 40 тысяч предприятий, организаций и т.д.

Очень важно продумать схему, согласно которой контейнерные площадки будут выведены за  пределы   дворовых  территорий.   Необходимо   строительство   новых   контейнерных площадок: подземных, наземных, но закрытых и огороженных.

Сегодня   в городе отсутствует генеральная схема   санитарной уборки   всего города. Это основной документ являющийся основным стержнем концептуального видения развития этого вида услуг в нашем городе. Существует ряд организаций которые могут разработать генеральную схему. В этом плане мы отстали от своих соседей, где имеется четкая логистика ТБО.

Волнует и вопрос начала реализации «Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования город Тула на 2009-2014 г.г.», утвержденной Решением Тульской городской Думы № 10/1527 от 24.06.2010 г. Данной Программой предусмотрено развитие ряда объектов для использования при утилизации твердых бытовых отходов в г.Туле, которые имеют прямое отношение к деятельности МУП «САХ» - полигон по захоронению твердых бытовых отходов. Существующий полигон для захоронения функционирует более 30 лет и в настоящее время его возможности полностью исчерпаны. Ежедневно складируется до 4-х тыс.куб.м. мусора, высота полигона составляет 32 метра. Мощность полигона рассчитана на захоронение 1 390 тыс. куб.м. твердых бытовых отходов в год, в 2010 году было складировано 1 616 тыс.куб.м. Дальнейшее его использование чревато серьезными последствиями и размещение на нем твердых бытовых отходов с каждым годом становится все более затратным. Ежегодно его полезная площадь сокращается на 15-17% из-за складирования вверх. Но, несмотря на это, благодаря грамотному обслуживанию, с 2004 года возгораний на городском полигоне не было. Срок службы настоящего полигона ограничен 2-3 годами.

В 2011 году Администрацией города Тулы выделено 50 млн.рублей для поэтапного завершения работ на станции по прессованию твердых бытовых отходов, что позволит уже в конце 2011 года брикетировать твердые бытовые отходы, и , как следствие продлить «жизнь» полигону еще на пару лет. За это время необходимо будет найти источники финансирования и начать строительство нового полигона.

Также остается открытым вопрос о складировании отходов от удаления деревьев. Более 10% от объема поступивших ТБО на полигон составляют отходы от кронирования и удаления аварийных деревьев. Их размещение на территории создает дополнительные трудности, как в плане эксплуатации значительных площадей, так и наличие постоянной угрозы самовозгорания, что может негативно сказываться на экологической обстановке города. Возникла острая необходимость дробления и измельчения древесины. Для решения этих проблем была разработана и утверждена проектно-сметная документация к инвестиционной программе «Развитие объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории муниципального образования город Тула на 2010-2014 годы» на сумму 572,3 млн.руб. В перечень мероприятий программы входит строительство нового полигона для захоронения, приобретение и установка измельчителя, завершение строительства второй очереди «Станции по прессованию твердых бытовых отходов с участком сортировки в г. Туле» и т.д. Для реализации данной инвестиционной программы необходимо определить источники ее финансирования.




Возврат к списку