Современный период. Тульская городская Дума II созыва
Современный период. Тульская городская Дума II созыва.
Тульская городская Дума 2-го созыва была избрана в ноябре 2001 года в количестве 25 депутатов. В их число вошли восемь народных избранников, работавших в Думе 1-го созыва. Горожане еще раз оказали доверие М. В. Данилину, Ю. В. Горбунову, В. Н. Князеву, А. В. Луговскому, И. В. Рогову, Л. А. Савельевой, О. К. Самылину, В. В. Суслину.
Главой города туляки повторно избрали С. И. Казакова. По решению Думы он одновременно являлся председателем Тульской городской Думы.
Однако в марте 2003 года решением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда решение Тульской городской Думы о председателе Тульской городской Думы было признано не соответствующим Уставу города. В этой связи полномочия председателя Думы были сняты с Главы города, и 23 апреля 2003 года председателем Тульской городской Думы избран О. К. Самылин.
В Тульской городской Думе 2-го созыва действовало пять постоянных комиссий: по бюджету, налогам и собственности (председатель — Е. В. Авилов); по социальным вопросам (председатель — И. С. Романова); по жизнеобеспечению города и местному самоуправлению (председатель — В. Е. Абакумов, а после его избрания в облдуму — В. Н. Князев); по промышленности, нау-ке, транспорту и связи (председатель — А. А. Китаев); по развитию малого и среднего предпринимательства и строительству (председатель — Н. В. Проселков).
В соответствии с утвержденным Положением в Думе 2-го созыва продолжил работу Совет Тульской городской Думы по вопросам организации работы Думы.
В связи с изменениями в федеральном и региональном законодательстве, меняющимися экономическими условиями депутатам второго созыва предстояло совершенствование нормативной правовой базы, разработанной Думой 1-го созыва.
С самого начала своей деятельности Тульская городская Дума 2-го созыва стала более политизированной. В ней были представлены партии: Союз Правых Сил (В. Е. Абакумов), «Народный депутат» (И. В. Рогов), КПРФ (В. Б. Соколов, Л. А. Савельева), общественно-политическое движение «Засечный рубеж» (В. Н. Афонин, А. В. Луговской, М. В. Данилин, Н. В. Кузнецова, И. С. Романова) и независимые депутаты.
Несмотря на такое разнообразие, стабильность работы Думы обеспечивалась путем переговоров и консультаций между представителями различных депутатских групп.
В Думе 2-го созыва действовали фракции «Народовластие» (впоследствии «Родина», «Глас народа за Родину»), «Засечный рубеж» (впоследствии «Засечный рубеж — пария «Родина»), «Единая Россия» и депутатская группа «Родной город».
За четыре года деятельности городской Думы в составе депутатского корпуса происходили изменения.
В результате выборов в областную Думу ее депутатами стали И. В. Тарадеев, В. Е. Абакумов и Н. В. Кузнецова.
От инфаркта скоропостижно скончался депутат В. А. Винокуров.
Одним из важнейших решений в конце первого года работы Думы 2-го созыва было принятие решения о создании нового структурного подразделения в составе Думы — Контрольной комиссии.
Контрольная комиссия (председатель В. Б. Стоян) следила за полнотой и своевременностью денежных поступлений в доходную часть бюджета, выявляла отклонения от утвержденных показателей, вносила предложения по устранению обнаруженных нарушений. Осуществлялся контроль за обоснованностью привлечения и использованием кредитов и займов, получаемых Управой г. Тулы, размещением финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе.
Очень значимым событием, имевшим большие перспективы, было принятие целевой муниципальной программы «Благоустройство внутридомовых территорий и ремонт жилищного фонда». Большинство депутатов справедливо считали, что нельзя решать проблемы ЖКХ за счет населения. А проблем имелось множество. Жилищный фонд города был сильно изношен, в большинстве жилых домов по 40–50 лет не проводилось капитального ремонта. Необходимо было найти выход из этой тяжелой ситуации. Помог опыт законодательного собрания Санкт-Петербурга и коллег-депутатов из города Калуги.
Если говорить о приоритетах в деятельности Думы, то продолжалась работа по формированию и исполнению городского бюджета. Главным для депутатов при этом являлась социальная направленность бюджета.
Тульская городская Дума 2-го созыва приняла активное участие в реформе местного самоуправления еще на этапе подготовки нового федерального закона о местном самоуправлении. Депутаты городской Думы участвовали в обсуждении его проекта, в слушаниях по этому вопросу в Государственной Думе, в заседаниях ее профильного комитета, во всероссийских и региональных совещаниях по проблемам местного самоуправления, выездном заседании Союза российских городов.
6 октября 2003 года Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был принят. В связи с этим, а также с принятием ряда федеральных и областных законодательных актов, регулирующих деятельность местного самоуправления, возникла необходимость приведения Устава города Тулы в соответствие с ними. Для этого была создана рабочая группа из депутатов Думы (руководитель Л. А. Савельева).
Согласно новому закону местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Полномочия органов местного самоуправления дифференцированы в зависимости от статуса муниципального образования — поселение, муниципальный район, городской округ.
В рамках реализации данного закона велась работа по определению границ муниципальных образований. В этой связи был принят Закон Тульской области «О присоединении поселков городского типа (рабочих поселков) Горелки, Косая Гора, Скуратовских, Менделеевских к городу Туле». Муниципальное образование город Тула было наделено статусом городского округа, численность его населения превысила 500 тысяч человек. Согласно Федеральному закону в этом случае на следующих выборах в представительный орган местного самоуправления необходимо было избрать 35 депутатов. На территории города было образовано 35 избирательных округов.
Одним из самых острых и дискуссионных положений Устава стал вопрос о структуре органов местного самоуправления города.
Федеральный закон № 131 на этот счет давал полную свободу выбора, предусматривал возможные варианты. Депутаты городской Думы выбор сделали — в Уставе города определена следующая структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании город Тула:
1. Представительный орган — Тульская городская Дума.
2. Высшее должностное лицо — Глава муниципального образования город Тула (Глава города Тулы). Глава города избирается на муниципальных выборах, входит в состав Думы с правом решающего голоса и является ее Председателем.
3. Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования город Тула) — администрация города Тулы. Главой администрации города является лицо, назначаемое на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение должности, на срок полномочий Думы.
4. Контрольный орган муниципального образования — Контрольная комиссия муниципального образования город Тула (Контрольная комиссия города Тулы), которая является юридическим лицом, формируется Тульской городской Думой в соответствии с Положением о Контрольной комиссии, принимаемым Тульской городской Думой.
Устав города приводит перечень вопросов местного значения, относящихся к полномочиям муниципального образования город Тула как городского округа. Вопросы местного значения охватывают все стороны жизнеобеспечения города: бюджет, налоги, электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, владение, пользование и распоряжение имуществом, содержание и строительство дорог и мостов, утверждение Генерального плана города, утверждение правил землепользования и застройки, улучшение жилищных условий малоимущих граждан и другие.
В Уставе определена экономическая основа местного самоуправления, приведен перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, установлена система муниципальных правовых актов и порядок вступления их в силу.
В соответствии с законом Устав расширил возможности непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления, предусмотрев такие формы, как местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата и выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, территориальное общественное самоуправление, правотворческая инициатива граждан, публичные слушания, собрание и конференция граждан, опрос граждан.
Уставом предусмотрена ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью.
Новый Устав явился основой для работы органов местного самоуправления муниципального образования город Тула, в том числе Тульской городской Думы 3-го созыва.