на мобильную версию

Современный период. Тульская городская Дума I созыва

Современный период. Тульская городская Дума I созыва.

Тульская городская Дума — представительный орган местного самоуправления муниципального образования город Тула, представляет население города и осуществляет городское самоуправление в пределах полномочий, установленных Уставом муниципального образования город Тула, принятым местным референдумом 9 февраля 1997 года, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным, областным законодательством.

Уровень представительства в городской Думе 1-го созыва составлял примерно 19 тысяч избирателей на один депутатский мандат. Дума избиралась сроком на 4 года в количестве 25 депутатов. Она являлась правомочной в случае избрания не менее чем 2/3 от установленной численности депутатов.

На выборах 23 ноября 1997 года было избрано 17 депутатов — предельное число для признания полномочий Думы. Позже, в результате выборного процесса, закончившегося в июне 1998 года, к работе приступили ещё восемь народных избранников.

7 декабря 1997 года, победив на выборах во втором туре голосования, Главой города Тулы стал Сергей Иванович Казаков. Его хорошо знали туляки: почти полтора десятка лет провел он на партийной и комсомольской работе. 19 декабря 1997 года депутаты Тульской городской Думы приняли решение о том, что председателем Тульской городской Думы является Глава города Тулы.

Первым заместителем председателя Тульской городской Думы депутаты избрали Олега Владимировича Татаринова – известного в городе предпринимателя. В начале 1990-х годов он был депутатом Тульского горсовета.

Заместителем председателя Думы по работе с комиссиями стал Константин Геннадьевич Новиков, до избрания в Думу работавший помощником депутата Тульской областной Думы.

Для полноценной работы представительного органа местного самоуправления был создан аппарат Тульской городской Думы, осуществляющий организационно-техническое, правовое, информационное и финансово-хозяйственное обеспечение ее деятельности.

Депутаты Думы 1-го созыва были очень разными: по образованию, профессиям, политическим взглядам, возрасту. Отличительная особенность Тульской городской Думы 1-го созыва в том, что четвертую часть депутатского корпуса составили люди в возрасте до 28 лет. Самому молодому депутату было 22 года.

Объединяло народных избранников желание работать на благо Тулы и ее жителей. Депутатам пришлось буквально с чистого листа разрабатывать структуру Думы, создавать нормативную правовую базу, то есть, по сути — законы, по которым предстояло жить и развиваться полумиллионному городу, приобретать опыт взаимодействия с исполнительным органом местного самоуправления — Управой города, с органами областной и федеральной власти.

Поэтому первые заседания Думы с трудом вписывались в рамки Регламента, разработанного самими же депутатами, и продолжались порой до позднего вечера. Горячее обсуждение вопросов до и после заседаний, в перерывах, жаркие споры — в них рождалась истина, формировалась первая в новейшей истории нашего города Тульская городская Дума.

Депутаты работали в Думе на постоянной основе, что позволяло им вести свою деятельность глубоко и системно.

Народные избранники начали свою работу в Думе с кропотливого изучения законодательства о местном самоуправлении и определения основных направлений деятельности. Так, в числе первоочередных встала задача разработки нормативных правовых актов, предусмотренных Уставом города, а также документов, регулирующих порядок организации работы самой Думы как органа местного самоуправления.

На первых заседаниях Думы были приняты решения об утверждении Регламента работы Думы, о председателе городской Думы, о Положениях о постоянных комиссиях городской Думы, заместителях председателя и аппарате Думы, о помощниках депутата, депутатской приемной, о порядке взаимодействия городской Думы и Управы города. Именно эти документы позволили строить последующую деятельность организованно и эффективно.

Согласно Уставу города и Регламенту Думы, основной формой работы депутатского корпуса являлись заседания Думы, которые проводились не менее одного раза в месяц. Депутаты могли собираться и на внеочередные заседания.

В Думе было создано семь постоянных комиссий по различным направлениям деятельности. Депутатов было 25, поэтому почти каждый из них входил в состав двух комиссий. Нагрузка значительная, но, благодаря этому, с одной стороны, народные избранники приобретали опыт практической работы в различных сферах жизни города, а с другой — повышалась результативность деятельности Думы в целом.

Для решения оперативных вопросов создавались рабочие группы.

В Тульской городской Думе 1-го созыва были созданы фракции политических партий, однако политическая деятельность для депутатов не являлась первостепенной. Народные избранники предпочитали решать конкретные проблемы города и его жителей, принимать консолидированные решения по важнейшим вопросам.

Становление Тульской городской Думы как представительного органа местного самоуправления проходило в период сложных социально-экономических преобразований, происходивших в стране. Это обусловило громадный перечень проблем, над которым предстояло работать депутатскому корпусу совместно с исполнительной властью.

К началу деятельности Тульской городской Думы обстановка в Туле была критической — долги работникам жилищно-коммунального хозяйства, учителям, врачам и другим работникам бюджетной сферы составляли почти полтора годовых бюджета города.

К тому же большинство промышленных градообразующих предприятий находилось в кризисном состоянии. Главное, что удалось сделать за годы работы Думы 1-го созыва, — совместными скоординированными усилиями Главы города, Тульской городской Думы и Управы города удержать социально-экономическую ситуацию в Туле, стабилизировать ее и начать движение вперед.

Комиссия приложила максимум усилий для стабилизации обстановки с выплатой заработной платы работникам образования. Также в решении Думы о бюджете города на 1999 год городской Управе поручалось в течение года погасить 14-месячную задолженность работникам образования по выплатам компенсаций за книгоиздательскую продукцию и периодические издания.

В бюджете города на 2000 год были предусмотрены выплаты 50-процентной надбавки к окладам работникам Тульской библиотечной системы и 25-процентной надбавки за вредные условия работы библиотекарям, работающим непосредственно с книжным фондом. Это способствовало сохранению профессиональных кадров и книжного фонда библиотек города. С 2000 года выплачивались 50-процентные надбавки работникам муниципальных Домов культуры и муниципальных музеев. Выплаты продолжались в течение нескольких последующих лет.

Тяжелейшее положение в этот период сложилось в муниципальных дошкольных учреждениях. Питание детей из бюджета фактически не финансировалось, родительской платы на полноценное питание явно не хватало. Комиссия по науке, образованию и культуре провела совещание с руководителями детских садов города по данной проблеме. На нем, в частности, выяснилось, что в некоторых детских садах сотрудники нередко вынуждены были приносить овощи со своих приусадебных участков, чтобы улучшить питание детей. В апреле 1999 года Дума приняла решение, обязывающее Управу города обеспечить ежемесячное финансирование питания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в пределах ассигнований, предусмотренных бюджетом города. Городское финансовое управление регулярно отчитывалось перед Думой об исполнении этого решения. В том же году была разработана система льгот по оплате за содержание детей в детских садах. Решался вопрос о защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Принятие Думой решения «Об утверждении значений коэффициентов места дислокации автостоянок, автозаправочных станций, предприятий бытового обслуживания и торговых точек», разработанного при активном участии комиссии, дало дополнительный стимул развитию малого бизнеса. Немаловажную роль сыграла комиссия в разработке «Правил оказания услуг автостоянками и автопарковками в городе Туле», «Положения о торговой деятельности в городе Туле». Эти документы не только упорядочивали деятельность ряда предприятий сферы услуг и торговли, но и обеспечивали потребителей и покупателей дополнительными гарантиями качества работ и услуг.

Комиссия приняла активное участие в дебатах, связанных с принятием областного закона «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». В результате в областной закон были внесены поправки, которые помогли избежать ухудшения условий ведения предпринимательской деятельности в Туле.

В Думе 1-го созыва нашла широкое применение эффективная форма работы депутатов — депутатские слушания, на которых глубоко и всесторонне рассматривались проблемы, осуществлялся поиск их решения. К обсуждению привлекались специалисты соответствующего профиля. Слушания были открыты для горожан, желающих в них участвовать. По результатам рассмотрения вопросов принимались рекомендации депутатских слушаний, оформляемые решениями Думы, осуществлялся регулярный контроль за их исполнением.

На слушаниях были обсуждены практически все проблемы жизни города: «Собственность муниципального образования г. Тулы и методы управления собственностью в 1997–1998 гг.», «О проблемах городских средств массовой информации», «О пассажирском транспорте», «О водоснабжении», «Анализ работы Управы города по наполнению бюджета 1998 года доходами от продаж земли, аренды земли, находящейся в границах города. Регулировка земельных отношений», «Границы и генеральный план муниципального образования г. Тула», «О состоянии строительства в г. Туле и перспективе на 1999 год», «О проблемах предпринимательства в г. Туле», «О целевой программе по формированию службы по ликвидации чрезвычайных ситуаций в г. Туле на 1999–2000 гг.», «О перспективе развития телефонной сети в г. Туле», «Финансирование объектов и учреждений здравоохранения г. Тулы», «Реализация в г. Туле основных направлений концепции развития здравоохранения и медицинской науки РФ», «О проблемах лекарственного обеспечения населения города», «О защите прав ребенка», «О положении дел в дошкольных образовательных учреждениях г. Тулы», «О молодежной политике в г. Туле», «Организация культурно-массового досуга жителей города Тулы в парках», «О работе подростково-молодежных клубов в местах жительства граждан» — таковы были темы депутатских слушаний.

Острое оружие депутата — депутатский запрос. Депутатский запрос оформляется решением Думы и имеет отличие от других форм депутатских обращений в связи со своим особым статусом в системе средств контроля Думы за деятельностью исполнительных органов местного самоуправления, а также предприятий, организаций, учреждений. За время работы городской Думы первого созыва депутаты активно использовали эту форму работы для решения различных проблем своих избирателей.

Масштабную деятельность осуществляли депутаты в своих избирательных округах. В каждом округе были организованы депутатские приемные, в которых депутаты вместе со своими помощниками вели прием избирателей. Решением Думы был установлен единый для всех депутатов день еженедельного приема граждан. Наказы, обращения избирателей депутат брал под личный контроль и проводил по ним работу до достижения практического результата.

За четыре года деятельности Тульской городской Думы в составе ее депутатского корпуса происходили изменения.

На выборах, состоявшихся 1 октября 2000 года, депутатами Тульской областной Думы стали С. М. Фролов и А. В. Белошенко.

В декабре 2000 года членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ был избран О. В. Татаринов. В январе 2001 года первым заместителем председателя городской Думы депутаты избрали О. К. Самылина.

5 апреля 2001 года трагически погиб депутат О. Ю. Молотов.

В августе 2001 года досрочно прекратила депутатские полномочия А. Б. Федунец.

Дума 1-го созыва утвердила городскую символику — флаг и гимн города-героя Тулы - и порядок ее использования.

Тульская городская Дума являлась членом Союза Российских городов, а ее депутаты принимали активное участие в работе его секций.

В 1998 году между Тулой и Могилевом (Республика Беларусь) было заключено соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, а также договор об установлении побратимских связей. В числе инициаторов этого процесса были депутаты Тульской городской Думы. Побратимские отношения Тулы и Могилева укреплялись и развивались все последующие годы.

В целях совершенствования деятельности городской Думы по реализации своих полномочий и в соответствии с Регламентом ее работы в апреле 1998 года было принято решение об организации издания «Вестник Тульской городской Думы», утверждены редакционная коллегия и «Положение о редакции «Вестника Тульской городской Думы». За истекшее время вышли в свет 57 номеров, в которых опубликованы все решения, принятые городской Думой за весь период деятельности. Сборник имеется в библиотеках города. Помимо «Вестника Тульской городской Думы», решения Думы доводятся до сведения населения через газету «Тула» в полном объеме или изложении, а решения, затрагивающие права граждан, — только в полном объеме.

При активном участии депутатов Тульской городской Думы 1-го созыва были решены тысячи и тысячи конкретных проблем туляков.

Возврат к списку