Советский период
Советский период
Тульский городской Совет рабочих депутатов был избран рабочими оружейного и патронного заводов 3 марта 1917 года. В этот же день на первом заседании Совета в его состав были введены солдатские депутаты от тульского гарнизона. В течение всего семнадцатого года Совет являлся параллельным органом власти в городе от имени революционных рабочих и солдат. Заседания Совета проходили вначале в Новом театре (ныне здание областной филармонии), затем в зале Дворянского собрания (теперь Дом офицеров), а потом — в Народном доме (ныне Театр юного зрителя).
7 декабря 1917 года Тульский Совет рабочих и солдатских депутатов взял в свои руки всю власть в Туле и губернии.
21 января 1918 года Тульский Совет был слит с Тульским Советом крестьянских депутатов и Советом солдатских депутатов, в результате чего был образован Исполнительный комитет Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Тульской губернии — высший орган власти. Однако городской Совет продолжал существовать без четко определенных функций до марта 1918 года, когда городская Управа была разогнана большевиками.
В октябре–декабре 1918 года прошли перевыборы Тульского Совета рабочих и красноармейских депутатов, впервые охватившие весь город. В результате был сформирован городской орган Советской власти — Совет рабочих и красноармейских депутатов.
Правовая основа деятельности городских Советов была заложена Конституцией РСФСР 1918 года, в соответствии с которой они избирались из расчета один депутат от 1000 человек городского населения сроком на 3 месяца. Конституция дала им название Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Для текущей работы Совет избирал из депутатов Совета исполнительный комитет.
После выборов в феврале 1921 г. Тульский городской Совет организовал одиннадцать секций: продовольственную, топливную, по народному образованию, по губернскому Совету народного хозяйства, по социальному обеспечению, здравоохранению, по рабоче-крестьянской инспекции, по коммунальному хозяйству, жилищную, земельную (для смычки города и деревни), по улучшению быта красноармейцев. Каждый депутат был обязан работать в одной из секций и выступать с отчетом о своей деятельности перед избирателями не реже одного раза в месяц.
Чтобы оживить промышленность, Совет проводил субботники и воскресники по очистке территорий предприятий, восстановлению оборудования, а также по заготовке и перевозке дров — тульская промышленность задыхалась в тисках топливного кризиса.
Тульский горсовет организовал шефство предприятий и учреждений над школами.
В январе 1924 года в Туле проходили перевыборы Совета. Туляки избрали почетными членами своего городского Совета видных деятелей международного коммунистического движения Клару Цеткин, М. И. Калинина. Еще раньше, в 1922 году почетным членом Тульского Совета был избран В. И. Ленин. Начало работы нового состава Тульского горсовета совпало с трауром по основателю Советского государства.
Подконтрольные коммунистической партии, входящие в единую систему органов государственной власти, местные Советы, тем не менее, в своей работе имели широкие общественные начала, давали возможность активно проявить себя рабочим и служащим, выходить с различными ценными инициативами, критиковать недостатки и руководителей.
Так, 16 января 1929 года состоялся отчет Тульского городского Совета на общем собрании замочной мастерской оружейного завода. Отчет вызвал огромный интерес. Докладчику было задано более пятидесяти острых, актуальных вопросов, многие рабочие выступали с конкретными предложениями по благоустройству города, повышению общеобразовательного уровня и улучшения организации культурного отдыха трудящихся.
От выборов до выборов укреплялась и совершенствовалась роль Советов. В годы первых пятилеток вошло в практику проведение совещаний президиума и пленумов Совета непосредственно на фабриках и заводах. Так, в мае 1934 года на Косой Горе состоялось выездное заседание президиума, который вместе с поселковым Советом обсудил вопрос о строительстве новой трамвайной линии, заслушал доклад о массовой работе и ходе сева на территории Совета.
Главными формами организационно-массовой работы стали секции местных Советов, депутатские группы, комиссии содействия по благоустройству городов и поселков. Вокруг секций создавался большой актив трудящихся. Так, в 1934 году в работе секций Тульского горсовета принимали участие более 450 его членов и кандидатов и 1050 активистов. Секции были разбиты на 173 бригады по участкам работы. Пленумы секций, как правило, проходили на предприятиях, что значительно укрепляло их связь с массами, конкретизировало их деятельность.
В соответствии с Конституцией СССР, принятой 5 декабря 1936 года, Советы стали именоваться Советами депутатов трудящихся. Городские Советы избирались на два года, руководили деятельностью подчиненных им органов управления, обеспечивали охрану общественного порядка, соблюдение законов и охрану прав граждан, руководили местным хозяйственным и культурным строительством, устанавливали местный бюджет. Имели исполнительные и распорядительные органы в лице исполнительных комитетов.
Конституция 1936 года провозгласила: «Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся».
Началась перестройка органов Советской власти. В 1937 году были проведены выборы в Верховный Совет СССР, в 1938 году — в Верховные Советы союзных и автономных республик. Выборы в местные Советы депутатов трудящихся в 1939 году завершили перестройку.
В январе 1940 года состоялись первые сессии вновь избранных местных Советов. В составе Тульского городского Совета из 418 депутатов 293 (70 %) были рабочими, 14 — инженерами, 18 — техниками, 7 — медицинскими работниками, 10 — учителями, работниками науки и искусства, 65 — руководителями промышленных предприятий.
Руководящую роль, в соответствии с Конституцией, осуществляла коммунистическая партия. В составе Тульского городского Совета было 218 коммунистов, что составляло 52 % от числа депутатов.
В городском Совете были утверждены заведующие отделами исполкома, избраны постоянные комиссии.
Местные Советы депутатов трудящихся первого созыва работали не два года, как было положено по Конституции СССР, а восемь лет, большая часть которых пришлась на Великую Отечественную войну и борьбу с разрухой.
Довоенный период деятельности местных Советов первого созыва составил всего полтора года. Это было время борьбы за упрочение социализма в нашей стране, за удовлетворение материальных и культурных потребностей трудящихся. За полтора года Тульский городской Совет провел семь сессий. Особое внимание уделялось развитию местной промышленности.
Так, в феврале 1941 года V сессия областного Совета предложила Тульскому городскому Совету открыть ряд предприятий бытового обслуживания населения по производству жестяной посуды, шифера, технического картона, извести, толя, канцелярских изделий. Руководителям промкооперации и местной промышленности предлагалось открыть различные мастерские — по ремонту и реставрации мебели, одежды, обуви, металлических изделий, фотомастерские. Впервые была запланирована заготовка маринованных и сухих грибов, дикорастущих плодов и ягод, томатов.
22 июня 1941 года гитлеровская Германия без объявления войны напала на СССР. Началась Великая Отечественная война.
Указом Президиума Верховного Совета СССР в первый день войны в Тульской области наряду со многими другими областями СССР было объявлено военное положение.
Задачи местных Советов депутатов трудящихся резко изменились. Необходимо было своевременно провести мобилизацию людей и транспорта, быстро перестроить на военный лад работу всех предприятий и учреждений, обеспечивать армию всем необходимым — людьми, вооружением и продовольствием.
Изменились формы работы Советов различных уровней. Во время войны сессии не проводились, исполкомы собирались нерегулярно и не всегда при кворуме.
В начале октября 1941 года война приблизилась вплотную к границам Тульской области. Над Тулой нависла непосредственная угроза захвата ее врагом. 16 октября состоялось собрание городского партийного актива.
22 октября был создан Тульский городской комитет обороны в составе первого секретаря обкома ВКП(б) В. Г. Жаворонкова — председателя и членов: председателя облисполкома Н. И. Чмутова, начальника областного управления НКВД В. Н. Суходольского и коменданта Тулы полковника А. К. Мельникова.
Городской комитет обороны предложил райисполкомам организовать по улицам строительство баррикад и противотанковых препятствий, по окраинам города — окопов, блиндажей. Местные Советы подняли на работу тысячи туляков, которые под руководством военных специалистов и работников местной ПВО трудились на возведении оборонительных сооружений. Созданный трудящимися оборонительный рубеж помог защитникам Тулы отстоять город.
Тульский городской комитет обороны распространял свою власть на всю область. Он проделал огромную работу по организации обороны города и оказанию помощи Красной Армии в разгроме врага.
Вместе с красноармейцами родной город героически защищали бойцы Тульского рабочего полка.
16 декабря 1941 года городской комитет обороны принял постановление о восстановлении работы промышленных предприятий Тулы.
Изгнание оккупантов от стен города создало благоприятные условия для возобновления деятельности Советов. 4 января 1942 года начал исполнение своих функций исполком областного Совета. Заседания и сессии стали проводиться регулярно.
В 1942–43 гг. исполкомы организовывали мобилизацию населения на выполнение неотложных работ: очистку дорог от снега, вывоз столбов для восстановления связи, восстановление путепроводов, заготовку дров, торфоразработки, подвоз и отгрузку угля.
Местные органы власти окружили заботой семьи военнослужащих и инвалидов Великой Отечественной войны, оказывая им всестороннюю помощь, заботились о сиротах.
В послевоенные годы Советы много внимания уделяли развитию промышленного производства. В их ведении находилась местная промышленность, значение которой резко возросло в связи с переходом на рельсы мирной жизни. Строительство, транспорт, связь — все это требовало контроля. Создавались новые кирпичные и черепичные заводы, новые пункты торговли лесоматериалами.
Тульский горсовет принял меры по развитию пригородного хозяйства и индивидуального огородничества.
Для улучшения обслуживания населения проводились общественные смотры предприятий пищевой промышленности и общественного питания.
В годы первых двух послевоенных пятилеток в работе Тульского горсовета важнейшее место занимали вопросы благоустройства города, жилищного строительства и улучшения бытового обслуживания населения.
3 декабря 1966 года, когда отмечалось 25-летие обороны Тулы, был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении города орденом Ленина — высшей государственной наградой того времени.
Эффективной формой участия общественности в работе Советов, возникшей в 60-х годах, являлись депутатские посты. Депутат с группой активистов брал под контроль работу на каком-либо ответственном участке: пусковом объекте, на строительстве школы, ремонте моста или дороги.
В это же время возникли и территориальные депутатские группы, которые создавались в избирательных округах и объединяли депутатов всех Советов — от местного до Верховного. Это усиливало роль и эффективность работы депутатов, помогало решать многие проблемы туляков.
Выборы в Советы всех уровней были безальтернативными, но отбор кандидатур для депутатской деятельности велся строго и тщательно. Будущие депутаты проходили через настоящее «сито», обсуждались в трудовых коллективах и партийных организациях. Поэтому, как правило, депутатами становились люди достойные, обладавшие немалым авторитетом.
Туляки готовились к празднованию 35-й годовщины обороны родного города. А 5 декабря 1976 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Туле почетного звания «Город-герой».
10 декабря прошло торжественное собрание в здании недавно построенного драматического театра, где впервые была исполнена песня композитора А. Новикова на слова В. Гурьяна «Тульская оборонная», которая впоследствии стала гимном города оружейников.
17 января следующего года, встречая главу Советского государства Л. И. Брежнева, председатель Тульского горисполкома Л. Н. Дагаев вручил ему символический ключ от города.
А на следующий день состоялось торжественное заседание, на котором нашему городу была вручена медаль «Золотая Звезда».
За годы Советской власти произошли многие положительные изменения в нашем славном городе оружейников. Он вырос, похорошел, обзавелся многими промышленными предприятиями, учреждениями культуры и медицины.
В работе по благоустройству городов и поселков в семидесятых годах прошлого столетия особая роль принадлежит самому массовому отряду общественников — домовым и уличным комитетам. Они оказывали местным Советам помощь не только в озеленении, в поддержании санитарного порядка, но и в массовой работе среди детей и взрослых.
Только в Привокзальном районе Тулы было 90 уличных комитетов!
В их активе — рабочие, представители интеллигенции, домашние хозяйки, пенсионеры.
В перестроечные годы было сделано много хорошего при активном участии Советов. Но, учитывая начавшееся брожение в рядах коммунистической партии, неблагоприятные внешнеэкономические факторы, навязанную нашей стране гонку вооружений, роль и значение Советов стали заметно сокращаться. Страна вступила в новый, полный лишений и опасностей исторический период своей жизни...
В местных Советах был накоплен колоссальный опыт работы. В исполкомах Советов воспитались и выросли кадры, способные по-государственному решать самые разнообразные задачи. Они создали базу, на которой продолжало развиваться в новых, совершенно не похожих на прежние, формах местное самоуправление.
Начало новому этапу в развитии местного самоуправления в Российской Федерации положили Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйствования в СССР» (1990 г.) и Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1991 года. В соответствии с этими законами, местными представительными органами власти в районах, городах, районах в городах, поселках и сельсоветах являлись соответствующие Советы народных депутатов.
Вводилось понятие коммунальной (муниципальной) собственности, составляющей основу местного хозяйства и находящейся в распоряжении местных Советов.
Местные Советы избирались населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.
Основной формой работы местного Совета являлась сессия, созывавшаяся не реже двух раз в год. Работу Совета возглавлял его председатель, избиравшийся из числа депутатов. Депутаты осуществляли свою деятельность на общественных началах. До выборов Советов нового созыва городские Советы народных депутатов избирали из своего состава малые Советы, как правило, по норме одна десятая от общего числа депутатов данного Совета. Малый Совет в период между сессиями осуществлял полномочия местного Совета.
Органом управления являлась местная администрация, подотчетная местному Совету, а также вышестоящим исполнительным и распорядительным органам в пределах их компетенции. Постановлением главы администрации г. Тулы № 1 от 29 декабря 1991 года исполнительный комитет Тульского городского Совета народных депутатов был ликвидирован с передачей его прав и обязанностей главе администрации Тулы.
К ведению органов местного самоуправления Закон 1991 года относил практически все области местной жизни:
- планирование, бюджет, финансы;
- управление муниципальной собственностью;
- использование земли и других природных ресурсов;
- строительство, транспорт и связь;
- жилищное хозяйство, коммунально-бытовое и торговое обслуживание населения;
- соцзащиту населения и ряд других сфер.
Закон 1991 года закреплял территориальное общественное самоуправление как составную часть системы местного самоуправления в России.
В территориальное общественное самоуправление включались собрания и конференции граждан, советы или комитеты микрорайонов, улиц, кварталов, жилищных комплексов, домов.
Официальное исключение местного самоуправления из системы органов государственной власти произошло при конституционной реформе 21 апреля 1992 года. Государственная власть заканчивалась на уровне субъектов федерации. Впервые в Основном законе появилась формулировка: «Местные Советы народных депутатов — районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские — входят в систему местного самоуправления».
Таким образом, были заложены новые основы развития местного самоуправления в нашей стране. Однако вспыхнувшее вскоре на федеральном уровне противоборство двух ветвей власти — исполнительной и законодательной — поставило судьбу системы местного самоуправления в зависимость от исхода этой борьбы.
После октябрьских событий 1993 года практически все прежние Советы прекратили свою деятельность. Указ Президента РФ от 9 октября 1993 года «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации устанавливал, что «деятельность районных в городах, городских в районах, поселковых, сельских Советов народных депутатов прекращается, их функции выполняет соответствующая администрация». Согласно Указу Президента от 26 октября 1993 года «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» прекращалась деятельность районных и городских Советов.
Постановлением главы администрации г. Тулы в соответствии с этими указами деятельность Тульского городского Совета народных депутатов и его органов была приостановлена до избрания и начала работы новых представительных органов местного самоуправления, функции городского представительного органа временно возложены на администрацию г. Тулы.
12 декабря 1993 года на референдуме была принята новая Конституция Российской Федерации, согласно которой местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации и не входит в систему органов государственной власти. В статье 130 говорится: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, использования и распоряжения муниципальной собственностью».
28 августа 1995 года Президент РФ подписал Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Закон определял, в частности, содержание Устава муниципального образования, обязательное наличие выборных органов местного самоуправления, вопросы, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, структуру местного самоуправления.
В этом законе впервые было установлено право граждан на правотворческую инициативу по вопросам местного значения. Предложенные населением проекты правовых актов подлежали обязательному рассмотрению на открытом заседании органа местного самоуправления с участием представителей населения.
Важную роль в становлении полноценной системы местного самоуправления сыграл Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», подписанный Президентом РФ 26 ноября 1996 года.
Таким образом, в Туле, как и в других муниципальных образованиях страны, была подготовлена почва для выборов в представительный орган местного самоуправления — Тульскую городскую Думу.